Наблюдая за жизнью
города Фес в сериале «Клон», невозможно
поверить, что снималось все это не в
Марокко, а в Бразилии, совсем недалеко
от Рио-де-Жанейро. Мастера
суперсовременного студийного городка
Прожак могут еще и не такое.
История
компании «Глобо» началась в 1925 году,
когда Роберто Иринеу Мариньо основал
одноименную газету. Однако всего через
несколько месяцев после выхода первого
номера Мариньо-старший неожиданно
скончался, свалив бразды правления на
своего сына Роберто. Мариньо-младший,
которому в тот момент было чуть за
двадцать, поборол желание послать
беспокойное наследство куда подальше и к
1965 году превратил «Глобо» в
мегакорпорацию, охватывавшую не только
печатную продукцию, но и кино, и
зарождающееся телевидение, ставшее
впоследствии основной золотой жилой
компании.
В 1965 году «Глобо» выпустила в эфир
пять сериалов, начиная с 30-серийной
криминальной драмы «22-2000 Альберта» и
заканчивая «Шейхом Агадира» - продуктом
совестного творчества Николая
Васильевича Гоголя и кубинской
сценаристки Глории Магадан. В основу
этого произведения легла история Тараса
Бульбы, а играли в ней Себастьян
Васконселос (Абдул в «Клоне»), Мариэтта
Северо и Йара Линс (Алма и Нильда в
«Семейных узах»). С тех пор компания
сняла более 300 теленовелл и вошла в
Книгу рекордов Гиннесса как самый
плодовитый производитель сериалов в
мире.
Сериалы и скандалы
В
1988 году Роберто наконец-то дозрел до
идеи создания студийного городка,
который бы объединил в себе все этапы
производства теленовелл - от натурных
съемок до монтажа и озвучания. До этого
сериалы снимались в 40 различных точках
Рио. Однако до практического
строительства комплекса, получившего
название Прожак, дело дошло только в
1995 году. Не обошлось без скандала:
земля в пригороде Жакарепагуа, которую
Мариньо выбрал для своего суперпроекта,
якобы предназначалась под жилой сектор и
досталась магнату в обход закона. Это
был не первый конфликт Мариньо с
бразильскими законами - на заре
существования «Глобо» его обвиняли в
махинациях с иностранными инвестициями.
Однако засудить одного из самых богатых
и влиятельных людей Бразилии никому так
и не удалось. Роберто Мариньо мирно
скончался в 2003 году в возрасте 99 лет,
поделив свою империю между тремя
сыновьями.
Город
строится за ночь
Прожак раскинулся на 1 300 000
квадратных метров, по праву завоевав
титул самого крупного студийного города
Латинской Америки. Огромный современный
комплекс - 150 000 квадратных метров под
крышей плюс два бутафорских города
поодаль и несколько отдельных цехов - со
всех сторон окружен тропическим лесом,
который скрывает таинство производства
теленовелл от посторонних глаз лучше,
чем любые бетонные заборы с колючей
проволокой. Прожак заботится о своих
джунглях: когда люди «Глобо» впервые
появились в Жакарепагуа, лес занимал
всего 600 000 квадратных метров и
находился в плачевном состоянии. Первыми
зданиями, появившимися в окрестностях,
стали теплицы и оранжереи, откуда армия
садовников высадила вдоль дорог и вокруг
площадей Прожака 2000 новых деревьев.
Теперь лес занимает миллион квадратных
метров, и празднолюбопытствующих граждан
в нем поджидает не только буйная
тропическая флора, но и не менее буйная
тропическая фауна. Сотрудники Прожака
сохранили в неприкосновенности все
алтари и прочие останки цивилизации
индейцев, обнаруженные в глубинах
джунглей. Производственный мусор ни в
коем случае нe выкидывается в заросли, а
хранится в особом рефрижераторе до
приезда мусоровоза, который отвозит его
в места, пока еще не купленные компанией
«Глобо».
Из девяти суперсовременных студий
Прожака пока работают шесть, по тысяче
квадратных метров каждая, но этого
вполне хватает, чтобы завалить
бразильский телеэфир программами на все
вкусы. Бутафорские города, в которых
снимаются теленовеллы, находятся в
состоянии непрерывной перестройки под
самые экстравагантные требования
сценаристов и режиссеров. Во время
съемок мини-сериала «Дом семи женщин»,
где речь идет о войне, один из городов
сожгли дотла и буквально за ночь
отстроили заново. Отслужившие свое
реквизит и костюмы хранятся на особых
складах, где им обеспечен практически
музейный уход. Всю еду, поглощаемую
героями сериалов, производят на огромной
фабрике-кухне, куда при необходимости
выписываются лучшие повара любых
ресторанов Рио.
Дом - наш, утварь -
ваша
«Земля
любви, земля надежды»: первый
сериал, почти полностью снятый в
павильонах Прожака. Как и в случае с
«Клоном», первые серии снимались на
натуре в Италии, а плотники студийного
городка тем временем возводили на голом
пустыре среди джунглей Сан-Паулу начала
прошлого века. Особенно им удалась
главная улица города, которую
практически невозможно отличить от
настоящей. Внутреннее убранство домов
воссоздали в павильонах в современной
части комплекса, так что от интерьера до
фасада актерам приходилось добираться по
территории Прожака на автобусе. Однако
это в любом случае получалось гораздо
ближе, чем таскаться ради пары кадров в
настоящий Сан-Паулу.
«Клон»: мастерам Прожака
понадобилось всего сорок дней, чтобы
выстроить точную копию квартала
марокканского города Фес. Съемочная
группа в это время находилась в Марокко
и Египте: актеры входили в образ, а
бутафоры и костюмеры сметали
«национальный колорит» с прилавков
восточных базаров. На обратном пути
съемочная группа выглядела как наши
блаженной памяти «челноки»: в баулах,
чемоданах и сумках на колесиках в
Бразилию приехало 300 восточных ковров,
200 платков, 150 национальных костюмов,
100 пар обуви, 40 заварочных чайников,
несколько свадебных платьев, украшения,
посуда, постельное белье, скатерти...
«Покупать в Марокко, во-первых, дешевле,
а во-вторых, там есть из чего выбрать, -
делится впечатлениями арт-директор
сериала Тица де Оливейра. - Народное
творчество и ремесла - основной источник
заработка многих жителей Феса. Я купила
для сериала вещи, пока не приехала в
Фес. Например, растительное волокно,
которым марокканцы чистят зубы после
еды».
Тем временем менеджеры по подбору
актеров носились по Рио в поисках
эмигрантов из Марокко, которые могли бы
подсказать, как правильно разложить
закупленную утварь и как ей
пользоваться. Таковых в городе оказалось
всего 150 человек, причем большая часть
приехала в Бразилию нелегально и
светиться на телеэкране совсем не
желала. Отловить для съемок удалось
всего двоих: Ахмед и Карима Аль-Матаауи,
брат и сестра, стали главными
консультантами сериала по вопросам
мусульманского быта, а 29-летняя Карима
даже получила небольшую роль служанки в
доме Али.